Все виды удовольствий мечтают о вечности, бездонной, бескрайней вечности. Ницше

Человеческая культура обнаруживает две стороны. Она, во-первых, охватывает все накопленные человечеством знания, навыки, умения, во-вторых, она объединяет все институты, необходимые для упорядочения человеческих отношений. Феномен распространения культуры в массы детально изучался представителями фрейдистской школы. Этот феномен можно ещё назвать навыком сдерживания чувств, который в свою очередь вызывает возникновение всевозможных блоков, зажимов, проекций, фиксаций, тяготений, панцирей и в конечном итоге приводит к неврозу.

Причины сдерживания чувств носят характер определенных стереотипов и интуитивных выводов о том, что хорошо и что плохо. Если рассматривать положительные и отрицательные последствия сдерживание чувств, то можно сразу же перейти к причинам сублимации и образования замены.

Последователи Фройда изучали надменное сдерживание чувств с точки зрения человеческой сексуальности. Сам же доктор Фройд настаивал на том, что: «Человек не может отказаться ни от одного из удовольствий, которые он когда-либо испытал». Возможно, на первый взгляд сдерживание чувств не имеет прямого отношения к теории неврозов, но с другой стороны сдерживаемые побуждения зависят от синдрома желаний, комплексов, фантазий и т.д., а их подавление и жёсткий контроль рано или поздно приведут к сбою в протекании психических процессов.

Исходя из этого предположения, можно на жизненных примерах увидеть разрушительную силу сдерживания и подавления чувств, которые проявятся, в желании неврастеника заменить болезненные воспоминания алкоголем или наркотиками. Еще одним примером подавления чувств может быть постоянный поиск мужчины-неврастеника идеальной спутницы, но на самом деле ему нужна не женщина, а никем незаменимая мать. Отсюда возникает вопрос: является ли сдерживание и подавление чувств движущим фактором возникновения невроза или же этим фактором является раздраженно-возбужденная психика?! Феномен сдерживания чувств возникает под давлением культуры и внутренних мотивов личности, которым руководят сомнения о ненормальном сексуальном развитии в раннем возрасте.

Каждый человек, переживая период полового созревания, сталкивался с проблемами связанными с первой влюблённостью, с социальным окружением, с формированием понятий «хорошо-плохо». Именно в этом возрасте каждый человек впервые остро переживает чувства зависти, ревности, разочарования, боли от в первый раз разбитого сердца.

Во время всех этих бурных и ярких переживаний крепнет наша психика переступая через настоящее и формируя свою защитную систему в которой неврозы составляют лишь небольшую часть. Начиная с момента рождения, в людях физиологические проявления и психические тенденции изменяются до того момента, пока не происходит приспособление к окружающему миру. Поэтому, сдерживание чувств приводит к неврозам, которые в свою очередь выступают защитным механизмом человеческой психики.

Маленький ребёнок делает первые шаги адаптации к миру, которые несут в себе эмоциональные отношения к окружающим людям. Ошибки в воспитании приводят к тому, что ребёнок начинает искать защиту, впервые пряча свои чувства и переживания за лживыми масками, а это в свою очередь приводит или к чрезмерной покорности или к протесту и стремлению к независимости. сдерживание чувствПослушание или неповиновение – это два направления, по которым может пойти человеческая психика. Эти направления впоследствии будут руководить всей жизнью. Плохое станет хорошим, страдание сменится удовольствием, горе радостью, жизнь потеряет смысл, а смерть будет освобождением. То, что запрещает культура, будет выбрано как самая желанная цель.

Сдерживание чувств, подавление эмоций, страх своих желаний, а главное страх своих поражений приводят к повышенному чувству неполноценности, что в дальнейшем обостряет развитие невротических проявлений и изменяет модель поведения.

«Если долгое время живёшь внутри какой-то определённой культуры неоднократно принимаешься исследовать, какими были её истоки и путь развития, то рано или поздно чувствуешь искушение обратить взор в другом направлении и поставить вопрос, какая дальнейшая судьба предстоит этой культуре и через какие перемены ей назначено пройти» З.Фройд

Источник: Альфред Адлер, Взаимодействие полов