«Красная Шапочка» Шарля Перро… Кто из нас не читал в детстве эту сказку? Кто не знает, о чем в ней идет речь? Кажется, что все в ней ясно, все понятно… И только в процессе обучения психологии я столкнулась со вторым дном этой сказки.

Не все очевидное является именно тем, чем оно представляется, и поэтому «Красная Шапочка» не раз становилась предметом анализа психоаналитиков. Ее «разобрал по косточкам» основатель трансактного анализа Эрик Берн, автор знаменитой книги «Игры, в которые играют люди». И, тем не менее, я снова обращаюсь к этой истории – и к тем Красным Шапочкам, которые находятся вокруг нас.

«Красная Шапочка» – сказка с глубоким сексуальным подтекстом. Не верите? Зайдите в Интернет и так же, как я, наберите название сказки. К моему удивлению, я так и не скачала текст сказки, зато получила море ссылок на различные сайты с содержанием «Только для взрослых».

Почему? Да именно из-за этого подтекста. Вспомните, сколько существует анекдотов на тему отношений Красной Шапочки и Волка. И они …как бы это сказать… в общем, при детях и в приличном обществе их не рассказывают. 

Итак, история Шарля Перро, которую все Вы хорошо помните. Живет себе с мамой маленькая девочка, испытывающая пристрастие к ярким, красочным голубым уборам. Первый вопрос: где папа этой девочки? Существует ли он в природе или, может быть, умер? Неизвестно. Мы можем оперировать только фактами, а они упрямы: это семья, где нет мужчины. 

Итак, мама испекла пирожки и отправила девочку в темный лес. И, несмотря на то, что мама, как сказано в сказке, «любила девочку без памяти», она, тем не менее, недрогнувшей рукой уложила ей в корзинку пирожок и горшочек масла, и велела ей идти к бабушке.

Какие у вас идеи? У меня весьма банальные. Первая – мама либо нездорова (возможно, она выпивает, или лечится у психиатра), либо очень наивна. Вторая – мама хочет навсегда избавиться от дочки. Третье – мама решила развлечься и «сплавить» ее из дому.

Почему я так думаю? Да потому, что в лесу Красная Шапочка тут же натыкается на Волка, и, как следует из текста, она «еще не знала, как это опасно – останавливаться в лесу и разговаривать с Волками». Мама, взрослая женщина, не могла не знать, что в лесу водятся волки, что там опасно, что маленькая девочка может заблудиться. И, тем не менее, отправляет дочку в лес.

Здесь мы сталкиваемся с ситуацией, когда родители, которые обязаны научить своих детей заботится о себе, предупредить их об опасностях, предусмотреть различные варианты развития ситуации, по какой-то причине этого не делают. 

Мама Леночки всегда мечтала о модельной карьере для своей дочери. С 12 лет девочка обучалась искусству дефиле, макияжа и общения. Леночка одевалась как принцесса. Она участвовала в конкурсах и показах, и все выглядело очень красиво – до тех пор, пока она не попала на серьезное мероприятие и не подверглась ряду сексуальных домогательств.

Лена оказалась шокированной и пожаловалась маме. Та поговорила с организатором и успокоила дочь. Через неделю Лену напоили и изнасиловали. Прошло много времени, сегодня Лене 27, но она до сих пор имеет проблемы в сексуальной сфере, и до сих пор обижается на маму.

Блистать на подиуме было мечтой мамы, а не Лены, и мама ни разу не предупредила дочь, что этот бизнес часто связан с угрозами и рисками. Лена ничего не знала и не подозревала, когда входила в «темный лес» – потому что не имела представления о тех волках, которые водятся в модельном бизнесе, и о том, как себя вести.

Сейчас она замужем, работает, воспитывает дочь – и говорит, что постарается объяснять своему ребенку многие вещи, которые замалчивала ее мама. 

Итак, Красная Шапочка встречает Волка. Рассмотрим каждого из этих героев по отдельности. Что является «визитной карточкой» нашей героини? Правильно, ее красная шапочка.

Красный цвет во всех культурах сопряжен с сексуальностью. Это цвет крови, цвет созревших плодов, цвет, ассоциирующийся с возбуждением, со страстью. Если женщина хочет привлечь к себе внимание – она выбирает красный.

А если это девочка, которой еще только предстоит стать женщиной? Тогда она, осознанно или нет, может выбирать провокативный стиль в одежде, притворяясь более зрелой, более страстной, чем есть на самом деле.

А для чего Красной Шапочке притворяться? Возможно, отсутствие мужчины в семье не позволило сформироваться представлениям об адекватном поведении девушки. Возможно, она наблюдает за одинокой матерью, которая в поисках мужа ведет себя с мужчинами соблазняющее и провокативно.

Но снова факт – она выкладывает незнакомому Волку всю правду: куда, зачем и как она идет. Ее не удивляет, что какой-то неизвестный Волк тоже хочет проведать ее бабушку. Она спокойно идет по длинной дороге, рвет цветы и никуда не торопится. Может быть, ее маму тоже навещали такие дяди-Волки, и Красная Шапочка знает, что ей в это время лучше погулять?

А Волк – тоже интересный персонаж. Этакий неразборчивый мужчина, поддающийся на различные соблазны, быстро включающийся в игру с продуманными Красными Шапочками. У него есть план – он хочет съесть сразу двух женщин: и бабушку, и Красную Шапочку. Разумный мужчина расспросил бы о семье. Ведь если ни у бабушки, ни у мамы нет мужа – значит, мужчины в этом семействе куда-то исчезают. Но волк возбужден, и ему все равно. Глупый, наивный простофиля!

Бабушка как будто бы специально подготовилась и уже лежит в постели. Если учесть, что во времена Перро люди вступали в браки рано, то бабушке, очевидно, нет и пятидесяти лет – вполне молодая женщина. И с дочерью не просто так не живет – видимо, ей веселее жить одной на краю деревни. Стучит Волк – а наивная бабушка не отличает его голос от голоса своей внучки. Вот он и дернул за веревочку… 

Ну ладно бабушка – ее еще можно оправдать. А Красная Шапочка? Она-то знала, что Волк тоже побежал к бабушке. И ее не удивляет грубый голос «бабушки» из-за двери. Нормальная девочка бы уже давно побежала за помощью, а Красная Шапочка смело входит в домик бабушки.

Дальше – больше. Ее не удивляет то, что «бабушка» предлагает поставить корзинку на стол и … прилечь рядом с ней! Если бабушка нездорова – она побоится заразить внучку. И вообще, как-то не принято, придя в гости, ложиться в постель к хозяйке. Но Шапочка покорно укладывается рядом – а если говорить более точно, забирается в постель к Волку – и «наивно» интересуется: почему, дескать, у тебя, бабушка, все такое большое – руки, уши, глаза…

Эх, не верится, что Красная Шапочка так наивна! Похоже, что она уже знает, какой конец ждет глупого Волка, и поэтому уверенно играет в свою игру.

История Николая: хорошо образованный, интеллигентный мужчина. Пришел ко мне после тяжелого и мучительного развода. Когда он встретил Лилию, жил с родителями. Лилия приехала из маленького райцентра на учебу. Николай начал за ней ухаживать.

Внешне очень эффектная, девушка была разговорчивой и милой, она заигрывала с Николаем, делала ему комплименты: «ты такой умный», «у тебя такие бицепсы»… Николай таял. Однажды, придя к нему в гости попить чаю, Лилия осталась посидеть – да так и не ушла.

Папе Лилия понравилась – она и с ним напропалую кокетничала. Мама держалась настороженно, но Николай списывал это на женскую конкуренцию. После свадьбы, которая состоялась спустя 4 месяца после знакомства, Лилия стала настаивать на размене четырехкомнатной квартиры.

Николай сопротивлялся, но невестка так обработала родителей, что те согласились переехать из центра в Серебрянку. Как только все формальности с продажей-покупкой были завершены и молодая прописалась в теперь законном (приобретенном после заключения брака) жилье, она коренным образом изменилась. Скандалы, крики, обвинения… Мало денег, мало денег, ты не мужчина… Николай выдержал недолго.

Сейчас он снова живет с родителями, чувствует себя виноватым перед ними – и, поразительно, перед бывшей женой. Хотя формально ему принадлежит половина квартиры, он вряд ли будет судиться… А Лилия живет не одна – из райцентра к ней приехал ее «бывший», и, являясь формально женой Николая, она делит супружеское ложе с другим мужчиной.

Волки всегда в проигрыше – их соблазняют и «кидают», хотя на первый взгляд именно они опасны и коварны. Но Красная Шапочка знает – всегда найдется охотник, дровосек или рыцарь, который заступится за бедную девочку и накажет злого Волка.

Этот момент интересно обыграли создатели сериала «Не родись красивой». В мультике по мотивам фильма главная героиня, Катя Пушкарева, идет по лесу и встречает двух мужчин. «Вы – охотники?»-, спрашивает она. «Уже не охотники»,- отвечают мужчины.

Но, к сожалению, охотников (от слова «хотеть») всегда много, и ловкие Красные Шапочки, эксплуатируя свой невинный вид и яркую, привлекательную внешность, заманивают очередную жертву, готовую поддаться на манипуляции.

Итак, согласно сказке Шарля Перро, Волк проглотил Красную Шапочку. Но именно в этот момент мимо проходили дровосеки. Они услышали шум, вбежали в дом, убили волка, распороли ему брюхо, и оттуда вышли целыми и невредимыми бабушка и Красная Шапочка.

Эрик Берн считает, что мораль у сказки такова: Волкам нужно держаться подальше от маленьких девочек и их бабушек и ни в коем случае не гулять по лесу в одиночестве. А по большому счету – дисфункциональная семья порождает те же самые шаблоны из поколения в поколение, и если бабушка как-то «съела» дедушку, мама куда-то подевала папу – то как же внучке нарушить семейное предписание и не развлечь себя подобным образом! Соблазнить – и бросить, использовать – и отвергнуть.

Красная Шапочка знает толк в том, как испортить жизнь мужчине, который мнит себя Волком. На самом деле реальный хищник – это Красная Шапочка, невинная и наивная маленькая девочка.

Попробуем определить типичные признаки Красных Шапочек.

1. Красная Шапочка заботится о своей внешности. Она яркая, привлекательная и, несмотря на возраст (неважно, четырнадцать ей, как Лолите, или под пятьдесят), старается казаться невинной девочкой. 

2. Красная Шапочка выглядит милой и совершенно безопасной, кажется очень наивной. «О, какая у тебя огромная машина! Как она называется?», – восхищенно спрашивает мужчину Красная Шапочка, которая в темноте назовет не только марку машины, но и ее рыночную стоимость. «О, ты менеджер в крупной кампании!»,- восторженно произносит она, глядя в глаза мужчине и мысленно перебирая в голове кнопки калькулятора для подсчета его зарплаты с точностью до пятидесяти долларов.

3. Красная Шапочка – это женщина, не готовая к зрелым отношениям. Ей нравится играть с партнером, казаться ему тем, кого он хочет видеть. Психологически она застряла между детством и подростковым возрастом. У нее нет сформировавшегося Я, основанного на собственных ценностях, желаниях, планах, знаниях. Поэтому она соблазняет – но не способна удерживаться в близких человеческих отношениях Выходом для нее является смена партнеров: каждый через некоторое время оказывается Волком и должен быть «убит». 

4. Красная Шапочка – мастер создания треугольников. Она, вероятнее всего, часто бывает «третьим лишним» в своем детстве (мама, Шапочка – и периодически появляющийся кто-то). Поэтому у нее в запасе есть еще кто-то, спасающий ее от Волка, позволяющий играть до тех пор, пока игра ей не наскучивает или пока Волк не требует серьезного отношения к себе.

Марианна жила с мамой до тридцати лет. Встречалась с мужчинами, но каждый через время ее разочаровывал. Когда она встретила Андрея, во всех отношениях положительного и самостоятельного мужчину, мама настояла на том, чтобы дочь перестала перебирать и, наконец, вышла замуж.

Однако жизнь молодой семьи оказалась очень сложной. Андрей – военнослужащий, уходит рано, возвращается поздно. Он вполне современный мужчина, и, понимая, что жена тоже работает, предложил разделить обязанности.

В «свои» дни Андрей честно готовит еду, убирает, ходит в магазин. У Марианны (за которую раньше все и всегда делала мама), всегда есть оправдания – забыла, не успела. Через некоторое время Андрей показал свою «волчью» часть – поссорился с Марианной и высказал все свои претензии.

На что Марианна быстренько собрала вещи и ушла к маме. Мамочка услышала историю об «эмоционально тупом, жестоком военном, который хочет испортить ей жизнь и заставить трудиться, как рабыню». Мамочка мгновенно превратилась в охотника и понеслась «убивать» Андрея.

Но, поговорив с зятем, поняла, что ее дочь, мягко говоря, преувеличивает, и попыталась на нее повлиять. Тогда дочь забрала вещи и уехала к бабушке, которая тоже живет одна. Теперь бабушка спасает ее от злого и коварного мужа-Волка, муж чувствует себя виноватым и просит Марианну вернуться, а она встречается с новым поклонником, который, как она надеется, не будет таким черствым и грубым. 

5. Спасатель Красной Шапочки часто сам оказывается следующей жертвой в длинной цепочке волков. Вначале он ее спасает, потом оказывается отвергнутым, обесцененным и обвиненным. Ее собственная «волчья» часть отщепляется и проецируется на партнера.

Тогда Красной Шапочке нет необходимости задумываться о себе и о том, что, видимо, она не совсем в порядке – это партнер не в порядке, а она всегда O’K. 

Сергей встречался с Лизой недолго: три дня, после чего она сама приехала к нему домой и «запрыгнула» в постель. Однако на следующий день Лиза позвонила Сергею и сказала, что она была в милиции, сдала анализы и написала заявление об изнасиловании. Если он не хочет сидеть в тюрьме – за скромную сумму в тысячу долларов она заберет заявление. Сергей нашел деньги, но до сих пор боится девушек. А Лиза, как оказалось, проделывает этот фокус регулярно – тем и живет.

6. Красная Шапочка всегда оказывается в выигрыше. Она – профессиональный игрок, который «затягивает» Волка на свое поле и там делает то, что ей нужно. Выиграть у Красной Шапочки невозможно, доказывать или переубеждать ее бесполезно.

Она получает удовольствие от самого процесса, она искренне считает, что именно Волк виноват во всех ее бедах, и что он должен понести наказание за свои прегрешения. Она очень убедительна в судах по разделу имущества, по требованию опеки над детьми (естественно, с полным запретом на встречи детей с бывшим мужем), в рассказах о кровопийце-свекрови (которая сама может быть Красной Шапочкой и спасать своего сына от этой волчицы), в историях про то, как ее пытаются «съесть» на работе (даже если она сама уже прошла по трупам десяти своих начальников и подчиненных).  

7. Красная Шапочка – плохая мать, жена и сотрудник. Она производит хорошее впечатление при первом знакомстве, но разрушает жизни окружающих ее людей, каждый из которых рано или поздно окажется Волком.

Дочерям она передает свое мироощущение, и те рано или поздно тоже превращаются в Красных Шапочек, «не знающих» о существовании Волков и умеющих недрогнувшей рукой снимать с них шкуру.

Чтобы выжить рядом с ней, мужчина должен быть и Волком, и охотником, и мамой, и бабушкой в одном лице. Но это тяжкий труд – жить с такой женщиной (или мужчиной – они тоже бывают Красными Шапочками).

Поэтому опасайтесь Красных Шапочек – молодых и старых, женщин и мужчин, ибо будете убиты – не физически, так психологически, будете несправедливо обвинены, и будете очень сожалеть о том дне, когда Красная Шапочка возбудила в вас тщетные надежды своими речами, внешностью и льстивыми словами о том, что в вас есть что-то грандиозное.

автор Наталья Олифирович